Изменение платы граждан за коммунальные услуги в 2024 году

Плановое изменение тарифов на коммунальные ресурсы произойдет 01 июля 2024 года. В первом полугодии будут действовать тарифы, установленные с 01 декабря 2022 года.

Обращаем внимание, что существующие на федеральном уровне ограничения касаются совокупного платежа граждан за весь набор коммунальных услуг (за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, плату за отведение сточных вод, обращение с ТКО), а не тарифов на отдельные коммунальные ресурсы. Рост платы за каждую конкретную коммунальную услугу может быть как выше, так и ниже установленных ограничений – при соблюдении допустимого прироста совокупного платежа за весь набор предоставляемых коммунальных услуг.

Ключевым регуляторным механизмом в сфере коммунальных услуг
в настоящее время является утверждение Правительством Российской Федерации индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации. Органы регулирования, в том числе и РТК Ставропольского края, устанавливают тарифы на коммунальные ресурсы таким образом, чтобы не превысить вышеназванные индексы.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2023 г. № 3147-р индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Ставропольскому краю и предельно допустимое отклонение от указанного индекса по отдельным муниципальным образованиям Ставропольского края на период с 01 июля 2024 года по 31 декабря 2024 года были утверждены в размере 9,7% и 9,7% соответственно. Таким образом, максимально допустимое изменение размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальных образованиях края составляет 19,4%.

На основании этого постановлением Губернатора Ставропольского края от 13 декабря 2023 г. № 639 «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ставропольского края на 2024-2028 годы» прирост размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям строго ограничен утвержденными максимальными значениями.

Для сравнения: предельно допустимый рост платы граждан за коммунальные услуги в Ростовской области составляет 14,4%, в Краснодарском крае – 14,5%, в Республике Дагестан – 21,6%, в Республике Ингушетия – 15,7%, в Карачаево-Черкесской Республике – 14,8%, в Чеченской Республике – 10,2%, в Кабардино-Балкарской Республике – 15,1%, в Республике Северная Осетия-Алания – 18,6%.

Средний прирост размера платы граждан за коммунальные услуги в Ставропольском крае не превысит 9,7%.

Диапазон утвержденных предельных индексов – 10,6-14,0%, то есть значительно ниже, чем максимально допустимое изменение размера платы граждан за коммунальные услуги.

Таким образом, вне зависимости от изменения стоимости какой-либо отдельной коммунальной услуги, гражданин защищен утвержденным Губернатором предельным максимальным индексом роста совокупной платы за коммунальные услуги по каждому городу и муниципальному образованию. Т.е. рост стоимости коммунальных услуг при том же объеме их потребления с июля 2024 года по сравнению с декабрем 2023 года не должен быть выше утвержденного предельного индекса.

Основными причинами роста тарифов на коммунальные ресурсы по-прежнему является рост цен на энергоносители (газ, электрическая энергия), общеинфляционные процессы в экономике, а также возврат к установлению тарифов с календарной разбивкой.

Наряду с государственным регулированием тарифов и ограничением платы граждан за коммунальные услуги, реализуются меры социальной адресной поддержки малообеспеченных семей. Если коммунальные расходы в совокупном доходе семьи или одиноко проживающего человека превышают 22%, можно обратиться в органы социальной защиты для оформления адресной субсидии и получать от государства помощь в оплате ЖКУ.

Дополнительно обращаем внимание, что в соответствии с законодательством расчет предельных индексов осуществляется исходя из установленных предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с ТКО, а не фактически применяемых региональными операторами тарифов. Законодательство не регламентирует, как часто региональные операторы могут повышать тариф в течение года, единственное требование – фактически применяемый тариф должен быть не выше предельного единого тарифа, установленного региональной тарифной комиссией Ставропольского края.