Ключевым регуляторным механизмом в сфере коммунальных услуг
в настоящее время является утверждение Правительством Российской Федерации индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации. Органы регулирования, в том числе и РТК Ставропольского края, устанавливают тарифы на коммунальные ресурсы таким образом, чтобы не превысить вышеназванные индексы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2019 г. № 2556-р индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Ставропольскому краю на период с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года был утвержден в размере 3,6%. Предельно допустимое отклонение от указанного индекса по отдельным муниципальным образованиям Ставропольского края составляет 2,0% (утверждено распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 г. № 2490-р). Таким образом, максимально допустимое изменение размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальных образованиях края составляет 5,6%.
Для сравнения: предельно допустимый рост платы граждан за коммунальные услуги в Ростовской области составляет 5,6%, в Краснодарском крае – 6,7%, в Республике Дагестан – 9,0%, в Республике Ингушетия – 8,4%, в Карачаево-Черкесской Республике – 8,2%, в Чеченской Республике – 10,5%, в Кабардино-Балкарской Республике – 9,4%, в Республике Северная Осетия - Алания – 8,0%.
Средний прирост размера платы граждан за коммунальные услуги в Ставропольском крае не превысит 3,6%.
Диапазон утвержденных предельных индексов – 3,8-5,6%.
Таким образом, вне зависимости от изменения стоимости какой-либо отдельной коммунальной услуги, гражданин защищен утвержденным Губернатором предельным максимальным индексом роста совокупной платы за коммунальные услуги по каждому городу и муниципальному образованию. Т.е. рост стоимости коммунальных услуг при том же объеме их потребления с июля 2020 года по сравнению с декабрем 2019 года не должен быть выше утвержденного предельного индекса.
Наряду с государственным регулированием тарифов и ограничением платы граждан за коммунальные услуги, реализуются меры социальной адресной поддержки малообеспеченных семей. Если коммунальные расходы в совокупном доходе семьи или одиноко проживающего человека превышают 22%, можно обратиться в органы социальной защиты для оформления адресной субсидии и получать от государства помощь в оплате ЖКУ.