Информация о величине и порядке применения розничных цен на газ для населения Ставропольского края с 1 июля 2014 года
В связи с многочисленными обращениями граждан разъясняем порядок применения розничных цен на газ, установленных для населения края постановлением РТК Ставропольского края от 20 июня 2014 г. № 32/2.
В соответствии с требованиями законодательства, при формировании введённых с 1 июля 2014 года розничных цен на газ осуществлена их дифференциация по группам направлений использования газа населением – в пределах ограничений роста вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, предусмотренных жилищным законодательством. Цены в указанных ниже размерах будут действовать в течение года – до 1 июля 2015 года, в том числе в отопительный сезон 2014/15 года.
1) Цена в размере 4,91 руб. за 1 куб. м подлежит применению в случае использования газа только на приготовление пищи и (или) нагрев воды – то есть в расчётах с населением, проживающим в домах с централизованным отоплением, оборудованных газовыми плитами и (или) газовыми водонагревателями (колонками).
2) Цена в размере 4,895 руб. за 1 куб. м (установлена в размере 4895 руб. за 1000 куб. м в соответствии с предусмотренной законодательством размерностью) подлежит применению в случае использования газа в том числе для целей отопления – то есть в расчётах с населением, проживающем в домах с газовым отоплением (независимо от направлений использования газа). Стоить отметить, что такая же цена подлежит применению при наличии в многоквартирном доме котельной, если она входит в состав общего имущества дома.
Поскольку цены установлены на год, отсутствие потребления газа в целях отопления в летние месяцы на величину подлежащей применению цены не влияет.
Обращаем внимание, что в настоящее время, в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 20 декабря 2006 г. № 173-п и требованиями жилищного законодательства, оплата газа по нормативам потребления для отопления производится жителями края ежемесячно равными долями в течение всего календарного года, в том числе в летний период. Следовательно, плата граждан за газ, поставленный для отопления в 1-м квартале, при расчётах по утверждённым нормативам потребления для отопления взимается равными долями в течение шести месяцев – по счетам, выставляемым за период с января по июнь включительно. За апрельские поставки газа для целей отопления плата взимается только при выставлении счёта за июль месяц. То есть гражданам предоставляется рассрочка по оплате соответствующих объёмов газа.
В связи с этим, в целях обеспечения оплаты населением газа по нормативам потребления для отопления по ценовым ставкам, действовавшим на момент фактического отпуска газа, для расчётов по нормативам потребления газа для отопления жилых помещений, бань, теплиц и гаражей от индивидуальных газовых приборов предусмотрен срок введения новых розничных цен не с 1 июля, а с 1 августа 2014 года (пункт 2 постановления № 32/2).
Иными словами, если в домовладении газовое отопление, но прибор учёта газа отсутствует и расчёты за газ производятся по нормативам потребления – равными долями в течение всех 12 месяцев календарного года, – то оплата за июль 2014 года по нормативам на отопление должна взиматься по цене 4,71 руб., по нормативам на все другие цели – по цене 4,895 руб. за 1 куб.м. Начиная с платежей за август 2014 года, весь объём газа подлежит оплате по цене 4,895 руб.
Одновременно сообщаем, что если газоснабжающая организация либо организация, управляющая многоквартирным домом и (или) производящая начисление платежей, осуществляет начисление и взимание платы за потребленный газ по ценам, не соответствующим установленным РТК Ставропольского края, то в рамках полномочий по контролю за соблюдением порядка регулируемого ценообразования такая организация может быть привлечена к административной ответственности в порядке, определенном федеральным законодательством.
Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является нарушение прав потребителей.
Учитывая изложенное, при возникновении фактов нарушения порядка ценообразования просьба обращаться в РТК Ставропольского края с обязательным предоставлением копий платежных документов, подтверждающих произведенную оплату. Обращение может быть направленно в комиссию почтовым отправлением по адресу: 355000, г. Ставрополь, ул. Мира, 337, посредством факсимильной связи на номер (8652) 24-34-53, а также в форме электронного сообщения на электронный адрес комиссии recstv@mail.ru и через «Интернет-приемную» официального сайта РТК Ставропольского края http://www.tarif26.ru/priemnaja/ .
Как разграничиваются полномочия в сфере госрегулирования тарифов в коммунальном комплексе?
Государство регулирует тарифы на товары и услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на трех уровнях: федеральном, региональном и на уровне органов местного самоуправления. На федеральном уровне сами тарифы не устанавливаются – Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) утверждает предельные уровни тарифов на тепловую энергию, а также – по решению Правительства России – предельные индексы изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения и водоотведения в среднем по каждому региону России. Кроме того, на федеральном уровне контролируется обоснованность принимаемых в регионах тарифных решений на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
К полномочиям региональных регулирующих органов относится установление тарифов на тепловую энергию, на холодную воду и горячую воду, водоотведение, установление конечных тарифов на электроэнергию для населения (все – в рамках предельных уровней, установленных ФСТ России), а также розничных цен на природный газ для населения и цен на сжиженный газ для бытовых нужд населения (кроме газа для заправки автотранспортных средств).
В ведении органов местного самоуправления остается ряд полномочий, которые связаны, прежде всего, с согласованием программ развития организаций коммунального комплекса и теплоснабжающих организаций, а также утверждение схем теплоснабжения.
В чем разница между коммунальными и жилищными услугами?
Принципиальное различие состоит в том, что тарифы на коммунальные услуги регулируются государством, а жилищные, за редким исключением, – самими собственниками жилья. К коммунальным услугам относится деятельность исполнителей коммунальных услуг по оказанию потребителям услуг холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, поставки твердого топлива при наличии печного отопления.
Что касается платы за жилое помещение, то она складывается из платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также платы за капитальный ремонт имущества в доме (для нанимателей жилого помещения по договору социального найма – плата за наем). Все условия должны быть зафиксированы в договоре с управляющей компанией при непосредственном участии и контроле со стороны граждан-собственников. Оказание жилищных услуг – конкурентный вид деятельности, в связи с чем при определенных в договоре условиях договор с управляющей компанией можно расторгнуть или пересмотреть. Поэтому плата за жилищные услуги не регулируется государством.
Как формируется платеж за коммунальные услуги?
Кто контролирует применение тарифов и нормативов?
Где узнать, как изменятся тарифы?
Кроме того, сами ресурсоснабжающие организации обязаны раскрывать информацию о тарифах на регулируемые товары и услуги в соответствии с утверждёнными Правительством России стандартами раскрытия информации.